[About «Volunteer Center» project]
Прежде всего, мы адресуем наш сайт энтузиастам, туристам,
педагогам вузовским, школьным, внешкольным, организаторам
полевых практик, студентам, школьникам... Одним словом, всем,
кто привык проводить отпуск или каникулы в походах, экспедициях,
поездках. Кто хотел бы полноценный активный отдых в малопосещаемых
уголках природы совместить с полезной деятельностью во благо этих
самых уголков. И кто каждый раз встает перед вопросом: куда (и с какой
целью) поехать?
И, конечно, наши постоянные партнеры и посетители - сотрудники
заповедников и национальных парков, обреченные постоянно искать
средства и возможности для выполнения задуманного: создания
учебных полигонов и визит-центров, разработки и поддержания
экологических маршрутов, оформления, расчистки территории, научных
изысканий, в конце концов.
Наша цель - помочь вам найти друг друга!
С волонтеров в ООПТ не взимается плата за проживание, по возможности бесплатно предоставляется транспорт для заброски и выполнения работ, оказываются другие услуги.
Организатор проекта – Дмитрий Беленький.
ICQ #170-483-352
За время реализации проекта в активную волонтерскую деятельность в ООПТ Европейской части России включилось порядка 20 групп московских школьников и студентов. Основной контингент волонтеров – специализированные биологические и экологические классы, кружки системы дополнительного образования. Все чаще в Волонтерский Центр с просьбой помочь организовать практику в ООПТ обращаются преподаватели ВУЗов. Появились и индивидуальные заявки: и от студентов, и от специалистов самого разного профиля и возраста, желающих провести содержательно и с пользой свой отпуск. На карте России появляются все новые и новые точки – ООПТ, в которых побывали наши волонтеры.
Постоянные работы ведутся в национальном парке «Лосиный остров». Близость к Москве позволяет здесь широко практиковать выезды не только во время каникул, но и в выходные дни, что значительно увеличивает эффективность деятельности. При этом не только отрабатывается модель взаимодействия, но и появляется возможность «обкатки» новых групп, подготовки их к более дальним выездам.
Еще одной «модельной» территорией стал национальный парк «Смоленское Поозерье» - уже не одна волонтерская группа прошла здесь свое «боевое крещение», чему способствуют и хорошие бытовые условия Баклановского визит-центра, и, главное, заинтересованность администрации парка.
Волонтерские экспедиции побывали в национальных парках «Русский Север», «Угра», «Орловское Полесье», «Мещера», «Югыд Ва», «Плещеево озеро», заповедниках Полистовском, Оренбургском, Нижне-Свирском, «Калужские засеки», «Белогорье»…
Достаточно широк и спектр выполняемых волонтерами работ: учеты животных, геоботаническое картирование, геоморфологическое картирование и топографические съемки, рекреационная оценка ландшафтов, экскурсионное обслуживание посетителей, разработка и описание туристического маршрута, ремонтно-строительные работы, оборудование экологических троп, изготовление лесной мебели и аншлагов, чистки территории, участие в проведении детских экологических лагерей…
В результате идея привлечения волонтеров, сначала встреченная многими ООПТ с некоторым недоверием, получает все большее распространение. К сожалению, зачастую эффективность использования волонтеров снижается из-за неподготовленности ООПТ к их приему: не продуманы конкретные задания, не обеспечен фронт работ и необходимые материалы. Накопленный опыт показывает, что у каждой заинтересованной территории должна быть четкая Программа привлечения волонтеров, включающая конкретные задачи, предлагаемые волонтерам, с указанием сроков выполнения, ожидаемых результатов, формы отчетности, курирующего задачу сотрудника, других условий. Волонтерский Центр на основании зарубежного и отечественного опыта оказывает содействие ООПТ в составлении Программы привлечения волонтеров, подбирает исполнителей, способных выполнить поставленные ООПТ задачи, обеспечивает их необходимой информацией, помогает в организации выполнения работ, составлении и сдаче отчета.
Смотрите также статью Д.Б.Беленького «Психолого-педагогические аспекты участия подростков в волонтерской деятельности на ООПТ»