логотип проекта Волонтерский Центр оопт России Орден «Волонтерская Звезда»

Психолого-педагогические аспекты волонтерской деятельности учащихся на ООПТ.

Д.Б.Беленький

«…Вместо слабых мира этого и сильных
лишь согласное гуденье насекомых…»
И.Бродский

Во всем мире охраняемые природные территории (ООПТ), вне зависимости от степени государственной поддержки, в значительной степени функционируют за счет поддержки общественности, в том числе и практической помощи волонтеров. Так, в ежегодном отчете Службы Рыбы и Дичи США за 2000 г. приводятся следующие показатели:

– за отчетный год вклад волонтеров составил 1,3 миллиона часов, выполнено работ на сумму $14000000

– вклад волонтеров составил 20% от общих объемов работ Службы Рыбы и Дичи, и эквивалентен работе 639 постоянных сотрудников.

Рост волонтерской, или, говоря по-русски, добровольческой, активности во всех сферах деятельности, в том числе и в помощи ООПТ, наблюдается последние несколько лет и в России.

Так, только волонтерами Центра за 2001-2002 учебный год отработано порядка 1400 чел/дней (33600 чел/часов) в 11 национальных парках и заповедниках. Выполнены зоологические и ботанические описания, учеты, оказана существенная помощь в оборудовании экологических троп, ремонте и благоустройстве экологических баз и визит-центров. Основной контингент волонтеров – студенты и организованные группы школьников (юннатские коллективы, специализированные классы). Поскольку поездки школьников организуются их педагогами, то правильней говорить об активности не самих школьников, а именно педагогов, как правило, молодых преподавателей естественных наук, сравнительно недавно окончивших (или еще не окончивших) ВУЗ. То, что последние не только сами участвуют в волонтерской деятельности, но и вовлекают в нее подростков, представляется особенно ценным.

Не рассматривая общих аспектов добровольческого служения, попробуем проанализировать, какое влияние на личность подростка оказывает участие именно в волонтерских экспедициях на ООПТ. И как сказывается оно на процессах общего и, в том числе, экологического воспитания.

Под воспитанием мы понимаем формирование отношений, в частности, говоря об экологическом воспитании, имеем в виду формирование отношений к природе. Очевидно, что чем выше интенсивность формируемых отношений, тем более успешным можно считать процесс воспитания.

Возникает вопрос: может ли быть процесс формирования отношения к субъекту эффективным в отрыве от самого субъекта? А ведь именно так зачастую происходит экологическое воспитание в школе!

Чтобы оценить воспитательный эффект участия в волонтерской деятельности на ООПТ, вспомним о четырех компонентах интенсивности субъективного отношения, выделяемых психологами (Ясвин, 2000, с.43)1:

  1. перцептивно-аффективный (эмоциональный)
  2. когнитивный (познавательный)
  3. практический
  4. поступочный

Посмотрим, как влияет участие в волонтерских экспедициях на интенсивность по каждому из компонентов.

Закат на оз. Баклановском1. Эмоциональный компонент. К сожалению, в традиционном обучении как в школе, так и в ВУЗе природа зачастую преподносится учащимся либо как источник ресурсов, либо как объект изучения. Просто о неповторимой красоте природы, оказывающей и терапевтическое, и воспитательное воздействие, порой забывают. А ведь именно ООПТ заботливо сохраняют наиболее привлекательные не только в научном, но и в эстетическом плане ландшафты, мало измененные человеком. Посещение их либо абсолютно закрыто, либо ограничено. Участие в волонтерской экспедиции – иногда единственный шанс для подростков побывать в этих уникальных местах, целебно воздействующих на все органы чувств: ощущение «прикосновения ветра» на лице, неповторимые краски заката над озером, смолистый запах хвои, пение птиц и «согласное гуденье насекомых», и та особая тишина, которая бывает только в дикой природе…

На лугуСледует сказать и том впечатлении, которое остается у ребят от общения с сотрудниками ООПТ – увлеченными людьми, для которых материальные ценности, столь навязчиво рекламируемые всеми СМИ, не приоритетны (о чем свидетельствуют сами условия их жизни).

И конечно же, навсегда запоминающиеся ощущения, краски, звуки, общение с людьми – это и есть процесс «запечатлевания», трансформации абстрактного понятия «родина» в конкретные образы, которые будешь любить и защищать, от которых никуда не уедешь, а уехав - затоскуешь…

(7 июня 2002 года, когда я сидел за компьютером и писал эту статью, в гостевой книге сайта появилась такая запись: «Пожалуйста, любите свою землю, милый край - Смоленское Поозерье. Нет более прекрасного места на земле! Мы с сыном рано или поздно вернемся на нашу Родину. И мы, конечно же, найдем возможность помогать вашему благородному делу!»)

Разве не это называется патриотическим воспитанием?

2.Практический компонент.Тот факт, что наша система образования дает учащимся большой объем теоретических знаний, и крайне мало – практических навыков, необходимых в повседневной жизни, давно общепризнан.

Обустройство экологической тропыЕстественно, сама по себе волонтерская деятельность приучает учащихся к труду, причем особенно важно осознание значимости результатов этого труда. Но этим влияние экспедиций не ограничивается.

Работа в полевых условиях формирует не только профессиональные, но и многие «прикладные» навыки – от техники туризма до оказания мед. помощи, готовки пищи, шитья, ремонта оборудования, работ по дереву, металлу…

(Как-то раз, через несколько недель после возвращения нашей группы из очередной экспедиции, мне позвонила мама одной из участниц, тогда девятиклассницы: «Скажите, что Вы сделали с моей дочкой? Она теперь сама готовит обед и моет посуду!»)

Расширяя кругозор, способствует волонтерская деятельность в ООПТ и профориентации школьников. Для студентов же это прекрасная возможность проверить себя на пригодность к выбранной (не секрет – иногда достаточно случайно) профессии, получить реальные представления о предстоящей профессиональной деятельности.

3.Когнитивный (познавательный) компонент«характеризуется изменениями в мотивации и направленности познавательной активности…» (Ясвин, 2000, с.46).

Обработка полевых материаловКак отражается на этом компоненте участие в волонтерских экспедициях?

Как правило, экспедиции предшествует подготовительный этап, особенно, если перед экспедицией ставятся исследовательские, учетные, описательные задачи. Это и подготовка к выполнению намеченных полевых работ, и обучение методикам, и предварительное ознакомление с районом работ, его изученностью. На этом этапе подбирается и ремонтируется снаряжение, составляются списки продуктов. Все это требует интенсивного обучения, овладения как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, далеко выходящими за рамки обычной учебной программы. Тем не менее, осознанность цели получаемых знаний существенно повышает мотивацию учащихся, позволяет прочно усвоить их.

Во время полевых работ, будь то исследования на местности или уборки мусора на туристических стоянках, в ходе учащимися легко и надежно усваивается такой объем фактического материала и практических навыков, какой в аудиторных условиях совершенно немыслим.

Наконец, завершается экспедиция обработкой собранных материалов, написанием отчета, докладов, участием во всевозможных конференциях (школьных, юннатских, ВУЗовских), что опять-таки связано с интенсивной учебной деятельностью.

С окончанием экспедиции ее воздействие на учащихся не завершается.

Общее повышение мотивации к учебе и, как следствие, успеваемости у учащихся, побывавших в экспедиции, не раз отмечалось и мной, и моими коллегами-педагогами. В чем тут секрет?

По-видимому, уместно несколько отвлечься от характеристики компонентов интенсивности отношения и рассмотреть ту специфическую образовательную среду, которая формируется в волонтерских экспедициях (поездках, лагерях).

Образовательная среда (ОС) волонтерских экспедиций.

Образовательная среда характеризуется рядом показателей, наиболее общий из которых – модальность (Ясвин, 2001)2.

Критерием модальности служит характеристика ОС по двум «осям»: «свобода-зависимость» и «активность-пассивность». В результате ОС может быть отнесена к одному из 4 типов, выделенных Я. Корчаком:

– догматическая ОС – формирует пассивного и зависимого ребенка

– карьерная ОС – способствует развитию активного, но зависимого ребенка

– безмятежная ОС – способствует формированию свободной, но пассивной личности

– творческая ОС – способствует развитию свободной и активной личности.

При написании этой статьи нами была предпринята попытка диагностики по методике В.Ясвина образовательной среды экспедиций, проводившихся автором с кружковцами - учащимися старших классов с 1997 по 2001 год. Диагностика, к сожалению, могла быть проведена только «задним числом», по воспоминаниям участников об их ощущениях.

(Сейчас с уверенностью могу сказать, что владей я этими методиками несколько лет назад, некоторые события в нашей экспедиционной группе развивались бы по иному).

Итак, средний показатель по шкале «свобода – зависимость» (рис. 1) по воспоминаниям участников составил -1,9; средний показатель по шкале «активность-пассивность» (рис.2) составил +1,4.

Рис. 1. Показатель по шкале "свобода - зависимость" Рис. 2. Показатель по шкале "активность - пассивность"

Рис. 1. Показатель по шкале "свобода - зависимость"

Рис. 2. Показатель по шкале "активность - пассивность"



диаграмма модальности образовательной среды
Рис.3. Диаграмма модальности ОС


 Проведенная «по памяти» диагностика дает основания тешить себе надеждой, что образовательная среда прошедших экспедиций могла быть отнесена к «творческому» типу с коэффициентом модальности больше 100%.

Надеюсь, что проведение подобной диагностики внутри действующих ныне экспедиционных групп школьников и студентов позволит лишь подтвердить, что в большинстве из них ОС именно творческая. Хотя, конечно, во многом это зависит от личности руководителя группы.

(В своей полевой практике мне пришлось ряд лет общаться с экспедиционной группой одного из ВУЗов, с постоянным руководящим составом и «костяком», с многолетними традициями, с собственным флагом, и с образовательной средой, несомненно относимой к «догматическому» типу. Набор новичков в группу осуществлялся ежегодно на жесткой конкурсной основе, и сами конкурсы практически исключали возможность попадания в группу независимых активных личностей. Справедливости ради должен отметить, что были и исключения, но долго в группе они не выдерживали.)

Кроме модальности, дающей общую характеристику, образовательная среда характеризуется рядом количественных показателей.

Широта ОС показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную ОС.

Естественно, сами по себе посещения новых мест расширяют «ойкумену» учащихся, их кругозор, сферу общения, а работа в полевых условиях включает в ОС широкий круг новых процессов и явлений. Расширенная таким образом ОС, приобретенные совместные впечатления становятся фундаментом для дальнейшего общения внутри коллектива как между самими учащимися, так и между учащимися и педагогами, что очень положительно сказывается не только на климате внутри коллектива, но и на эффективности учебного процесса.

Интенсивность ОС показывает степень насыщенности условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявлений.

Группа юннатов в Полистовском заповедникеВысокая интенсивность ОС летних детских лагерей отмечена и обоснована Н.Добрецовой (1988)3. Во-первых, общение учащихся с педагогами составляет здесь не менее 15-16 часов в день. Во-вторых, общение это менее формализовано, чем в обычной среде образовательного учреждения. В-третьих, кроме традиционных, здесь широко используются творческие, активные образовательные формы: конкурсы, викторины, спортивные состязания, походы, игры, конференции.

Для волонтерских поездок показатель интенсивности еще выше за счет высокого уровня мотивации, совместной с педагогом деятельности. Опять-таки, независимо от видов выполнявшихся в поле работ, совместная деятельность – обработка материалов, написание отчета, представление работы на конференции, составление фотомонтажей, газет – продолжается и после возвращения, продлевая воздействие поездки на учащихся.

Осознаваемость ОСхарактеризует степень сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Для повышения осознаваемости представляется чрезвычайно важным, чтобы смысл выполняемой работы и ее значение для ООПТ были четко доведены до коллектива. Обычно это достигается общением с директором или другим сотрудником ООПТ сразу по приезде группы.

Способствуют повышению осознаваемости традиции, ритуалы, складывающиеся в поездках. Очень важна и символика, присущая многим из экспедиционных групп: флаг (порой сделанный из подручных средств в одной из первых поездок и бережно передаваемый от поколения к поколению), майки или бейсболки с эмблемой группы, нашивки или значки.

Летом 1997 года наша группа впервые работала в национальном парке «Смоленское Поозерье». По окончании работ заместитель директора парка вручил каждому из членов группы именное благодарственное письмо и фирменный значок национального парка. Прошло 5 лет, ребята выросли, учатся на старших курсах институтов. Но многие из них до сих пор значок этот постоянно носят с гордостью.

Обобщенность ОС показывает степень координации деятельности всех субъектов ОС. Высокая степень обобщенности обеспечивается наличием четкой концепции, открытой к обсуждению со всеми субъектами ОС.

В экспедиционных условиях четкое понимание всеми участниками целей и задач экспедиции и путей их достижения является обязательным условием эффективности работы. Конечно, степень «демократии» определяется руководителем группы, но в любом случае обычно она выше, чем в учебном заведении.

Эмоциональность ОС характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Эмоциональности ОС экспедиций способствует общение с природой, новизна впечатлений.

у костра

Хоть Р.Амундсен и говорил, что «любое приключение есть результат плохой подготовки», тем не менее экспедиционная жизнь всегда богата непредвиденными ситуациями, «приключениями». Естественно, задача руководителя группы – максимально постараться предвидеть возможные сложности, а в случае их возникновения свести до минимума возможный риск. И все же именно «приключения» на долгие годы остаются одним из самых ярких и эмоциональных впечатлений для всех членов группы, сплачивают коллектив, обогащают жизненный опыт их участников. Возможно, если бы они не случались сами, стоило бы их организовать специально…

Огромную роль в формировании ОС и климата внутри коллектива играют костер, песни, гитара. И повезло той группе, в составе которой есть хотя бы один человек, владеющий гитарой.

Мобильность ОС – способность к ограниченным эволюционным изменениям. Как уже говорилось выше, предусмотреть заранее все, что может произойти в полевых условиях, невозможно. Выбор плана действий, форм и методов так или иначе корректируется по ходу в зависимости от складывающейся ситуации.

Когерентность ОС – степень согласованности влияния на личность данной ОС с другими факторами среды обитания. В.Ясвин (Ясвин,2001, с.146) констатирует относительно низкий уровень когерентности современной школьной ОС в целом, продолжающей формировать пассивную и зависимую «догматическую личность».

В волонтерских же экспедициях четкая ориентированность на социальный заказ, взаимодействие с администрацией и сотрудниками ООПТ, порой – с другими группами, свидетельствуют о высоком уровне когерентности ОС.

Доминантность ОС – значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов. Как отмечает В.Ясвин (2001, с.142), «чем большей степенью широты обладает ОС, тем более низкой доминантностью, как правило, характеризуются ее отдельные составляющие». Там же указываются средства повышения доминантности как необходимого условия ее успешности, предлагавшиеся классиками педагогики: «информационная блокада» у Коменского, физическая изоляция у Локка, совмещение того и другого у Руссо.

Конечно, для экспедиционного отряда характерна большая или меньшая замкнутость, изоляция, степень которой определяется внешними условиями (местом базирования, степенью изолированности отряда, возможностью контактов с другими людьми или коллективами), но в большей степени – политикой непосредственного руководителя.

В одной из экспедиций, в которой мне довелось работать на протяжении многих лет, ежегодно участвовало несколько групп студентов из разных городов. Работая вместе на одном объекте, они жили отдельными палаточными лагерями. Естественно, было принято ходить друг к другу в гости. И лишь в одной группе действовал строгий запрет начальника как на посещение студентами соседних лагерей, так и на приглашение гостей в свой лагерь. Приводило это, естественно, лишь к тщательной конспирации…

Как нам кажется, в экспедициях доминантность ОС достигается именно ее широтой и контрастом с ОС, присущей многим образовательным учреждениям. Как уже отмечалось, экспедиционная жизнь требует развития самых разнообразных практических навыков, отношения здесь зачастую «сконцентрированы», создаются жизненные ситуации, требующие личностных проявлений.

Когда я еще школьником участвовал в первой в своей жизни экспедиции, возникла ситуация, что работавшую с нами по соседству группу студентов вовремя не обеспечили дровами, и они остались без обеда. В нашей группе (естественно, по мягкой подсказке руководителя) было принято решение разделить приготовленный обед на всех. Естественно, были и недовольные таким решением. Но для большинства это стало уроком. Уроки такого рода происходили ежедневно. А из них со временем сформировалась естественная норма поведения. Или система ценностей.

Социальная активность ОС – социально ориентированный созидательный потенциал и экспансия ОС в среду обитания. Созданная учащимися карта Баклановского экологического полигона Под социально значимым продуктом могут подразумеваться не только материальные изделия – фотографии, поделки, рисунки, экологические тропы или аншлаги на них, оборудованные кострища, скамейки, но и, скажем, работа с посетителями, проведение экскурсий…

Как нам представляется, современная школа, как средняя, так и высшая, очень мало способствует социализации учащихся.

Постоянно растущий по продолжительности период «ученичества» (в частности, переход с 12-летнему среднему образованию) ведет к развитию безответственности за результат своей работы, инфантилизма. В ходе практик студентам предлагаются чисто учебные работы, не деятельность, а ее «модель». Выполнение в качестве практики заказов ООПТ способствует социализации, росту сознания собственной значимости, уменьшению дефицита востребованности, необходимость сдачи отчета Заказчику способствует воспитанию ответственности за результат работы, взрослению.

«Однако основной продукт ОС – это социально активные люди, стремящиеся творчески изменять среду обитания в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые они усвоили в своей ОС» (Ясвин, 2001,с.148).

И тут логично вернуться к тому, с чего мы начали – к компонентам интенсивности. Если рассмотренные выше перцептивно-аффективный, когнитивный и практический компоненты были выделены еще древнегреческими философами, то поступочный добавлен лишь недавно.

В словаре по психологии поступок определяется как «акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, самому себе, группе или обществу, к природе в целом» (Психология. Словарь, 1990, с.286)4

Если практический компонент выражается в действиях «для себя» (прополка собственного огорода, приобретение теоретических и практических знаний и навыков для дальнейшего повышения своего социального статуса, …), то поступочный выражается в деятельности «по идейным соображениям», порой в ущерб собственным интересам и даже с угрозой для себя. Поступками являются денежные пожертвования, уборка «чужого» мусора на берегу озера, участие в природоохранных акциях, инспектировании. И, естественно, безвозмездный труд на благо национального парка или заповедника.

Волонтерское движение Службы Рыбы и Дичи США, например, ведет отсчет своего существования с 1903 года, когда всего один человек, Пауль Крюгель, начал лично патрулировать небольшой остров во Флориде, служивший последним местом гнездования пеликанов. Пеликаны безжалостно истреблялись охотниками в основном ради перьев, и лишь добровольная, порой с риском для жизни, деятельность Пауля спасла их от полного исчезновения. В результате в том же 1903 году президентом Рузвельтом остров Пеликан был объявлен первым рефугиумом дикой природы, положив начало системе охраняемых природных территорий США.

Говоря о мотивации волонтерской, или добровольческой, деятельности, было бы наивно предполагать, что движет людьми только альтруистическое желание «принести пользу».

Анализ более чем двадцатипятилетнего опыта работы археологических экспедиций, основной контингент которых – именно волонтеры, показывает, что люди разных возрастов и профессий выезжают в экспедиции для удовлетворения своих собственных потребностей. Потребности эти могут быть самыми различными: профессиональная самореализация (в археологических экспедициях это – историки, архитекторы, художники, керамисты, реставраторы и т.д.), общение с кругом близких по духу людей, приобщение к миру материальной античной культуры, общение с природой, наконец, дешевый активный отдых на берегу моря («платой» является 6-часовый рабочий день).

Не последнюю роль играет и складывающаяся в таких коллективах система отношений, своеобразная «иерархия», место каждого в которой определяется не только (и не столько) профессиональными качествами и достижениями, сколько «сроком выслуги», коммуникативными качествами, умением играть на гитаре и т.д. Нередки случаи, когда люди, проработав бок о бок в такой экспедиции на протяжении многих лет, не знают друг о друге практически ничего из той другой, «городской» жизни!

Основным же фактором, по-видимому, надо считать те особые условия экспедиционной жизни во временном коллективе, дающие внутреннюю и в значительной степени внешнюю свободу и возможность отключиться от каждодневных проблем.

И тем не менее, именно поступочный компонент составляет основу собственно любой добровольческой деятельности, служит источником самоутверждения, самоуважения, и, как следствие – отношения окружающих.

И еще один важный вывод: в процессе волонтерской деятельности восполняется дефицит социальных факторов, сложившийся в повседневной жизни.

Одной из важнейших проблем подростков нам представляется дефицит социальной востребованности, зачастую мнимо реализуемый в асоциальной и даже антисоциальной сферах. Участие в волонтерской деятельности дает подросткам возможность в значительной степени восполнить этот дефицит, почувствовать собственную значимость, свой вклад во «взрослое» дело. И трудно переоценить ценность для них благодарности сотрудников ООПТ, выраженной в любой форме: от рукопожатия директора и добрых слов во время чаепития до благодарственных писем, торжественно врученной атрибутики (значка, буклета), ценного подарка.

Поехали в "Смоленское Поозерье"! Не трудно представить себе гордость подростков, находящих себя на фотографиях в изданных ООПТ книгах и буклетах. На одном из календариков на 2000 год, выпущенных национальным парком «Смоленское Поозерье» - фотография московской школьницы-волонтерки в парке верхом на лошади, и текст: «Поехали в «Смоленское Поозерье!» Так уж вышло, что календарь этот стал девушке подарком не только к Новому году, но и ко дню шестнадцатилетия. Можно ли было придумать подарок символичней и дороже?

В заключение хотелось бы процитировать слова, вырезанные на аншлаге в одном из национальных парков:

«Ничего не уноси, кроме фотографий, ничего не оставляй, кроме своих следов».

Следы ног на тропинке смываются первым же дождем. Следы в виде результатов труда, каким бы он ни был, и следы, оставшиеся в душах – куда более долговечны!


Литература

  1. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000  [вернуться к тексту]
  2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.:Смысл, 2001 [вернуться к тексту]
  3. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М., 1988 [вернуться к тексту]
  4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990   [вернуться к тексту]
<