логотип проекта Волонтерский Центр оопт России Орден «Волонтерская Звезда»

Анна Федина

“Бакланчики” нашли свой заповедный остров.

Маленький зеленый островок, возвышающийся на гладью озера, особенно красив в лучах заходящего солнца. Там царят тишина и покой, лишь изредка прерываемые пением птиц; лучи солнца с трудом пробиваются сквозь листву, а потому даже в самый жаркий день там прохладно. Для ребят из биологического класса 1567-й гимназии он стал своим собственным заповедным островом. “Это потрясающее ощущение: когда стоишь на земле, окруженной водой, то кажется, что ты отрываешься от всего остального мира. Если бы на острове было, где спать, я бы провела там жизнь,” – говорит одна из девушек.

Этот чудо-остров находится на озере Баклановское, в национальном парке “Смоленское Поозерье”, где этим летом побывали юные биологи. Видимо, и название для своей группы, “Бакланчики”, они выбрали, находясь под впечатлением от красоты тех мест.

В “Смоленском Поозерье” ребята изучали изучали флору и фауну Смоленской области, а заодно помогали местному дендропарку. Приключения “Бакланчиков” в национальном парке очень занимательно описала одна из участниц этой экспедиции - Александра Грошева, ее статью вы можете прочитать в августовском номере газеты “Заповедные острова”.

“Бакланчики” как группа появились только в июне этого года, когда новая учительница биологии Юлия Андреевна Севрук собрала ребят из биологических классов 1567-й гимназии и предложила им съездить на практику в национальный парк “Смоленское Поозерье”. Конечно, они и до этого выезжали на природу, но дальше Филевского парка или подмосковных лесов дело не доходило, так что можно сказать, что это экспедиция была более чем удачным дебютом.

Дебютом для ребят, но далеко не для руководительницы, которая в экспедиции ездит уже более 10-ти лет. “Я довольно много ездила во время учебы в институте. Потом, начав работать в школе, подумала, что все эти поездки теперь прекратятся, но как-то так получилось, что в школе была очень специфическая (в хорошем смысле слова) атмосфера, тогда я начала ездить с детьми. Мы работали в Центральном Лесном заповеднике, в Центрально-Черноземном (под Курском), много раз были на Кавказе, ездили в Ставропольский край, ну и, понятное дело, в Подмосковье,” – рассказывает Юлия Андреевна. - “Так что я уже много лет занимаюсь работой, которая, как оказалось, называется волонтерством.”

“В ЭкоЦентр я попала очень забавным путем: через свою… немецкую подругу-эколога Еву Кляйн. Мы с ней знакомы уже лет 7, и она меня постоянно приглашала к себе в гости. Я ей говорила: ”Ева, конечно, но я учитель, денег получаю мало.” И как-то она мне сказала: “Вот я в Москве сотрудничаю с ЭкоЦентром и организую семинар в Германии. Кто скажет, что ты не занимаешься экологическим просвещением? Давай, присоединяйся к ним.” Дала мне адрес, телефон. Приехала я в ЭкоЦентр, и, как только вошла в дверь, раздался крик: “Здравствуйте, Юлия Андреевна!” В общем, моя выпускница Лена Книжникова оказалась сотрудницей “Заповедников”. Понятное дело, что дальше мы стали сотрудничать.”

“ЭкоЦентр, я считаю, занимается очень нужным делом: выпускают массу методической литературы, их семинары для сотрудников заповедников, куда съезжаются люди со всей России, тоже очень важны. Что касается волонтерских экспедиций, то тут координаторская работа “Заповедников” играет очень большую роль, ведь разных групп очень много, а волонтерский центр позволяет паркам узнать о них.”

У Юлии Андреевны есть помощник, тоже ее бывший выпускник Виктор Колышев. Ребята от него просто в восторге, да и сам он получает огромное удовольствие от поездок. “Мне интересно общаться с детьми, интересно наблюдать их в новой ситуации. Дети сильно урбанизированы, а когда они оказываются на природе, проявляются совершенно неведомые их качества. Выясняется, что то, как они ведут себя в городе – это во многом урбанистическая маска.”

На экологической тропе Большинство “бакланчиков” собираются связать свою жизнь с биологией: кто-то хочет стать врачом или ветеринаром, кто-то собирается поступать на биофак МГУ. Но даже те, для кого биология не является целью в жизни, считают: “Благодаря биологии, меняется отношение к природе. Если ты пойдешь в гуманитарный класс, то, конечно, вырастешь каким-нибудь писателем, но относиться к природе ты будешь не так, как мы.”

Ребятам очень понравилось работать в национальном парке, ведь “это не то, что сидеть за партой и слушать пустые слова, там ты слышишь, видишь всю эту красоту. Это для тебя интереснее, чем смотреть на клетки, где сидят бедные, измученные животные, при виде которых, ты, как пятилетний ребенок, кричишь: “Мама! Смотри, это слон! Ой, как здорово!” А под Смоленском ты идешь по лесу, видишь гнездо какой-то птицы и пытаешься определить кому оно принадлежит. Да и вообще, когда находишь что-то своими глазами, это намного лучше, чем в зоопарке.”

Всю важность своей работы “бакланчики” тоже За жизнью муравейника можно наблюдать бесконечно...представляют очень четко: “Если мы не будем ездить в национальные парки (я уж не говорю про остальных людей), то лет через 20 никто не будет помнить, как выглядит птичка овсяночка и где она вьет свои гнезда. А если она вдруг где-то сохранится, и люди ее увидят, то дальше восклицания: “Ой, смотри, какая птичка!” дело не пойдет. Хоть мы-то должны знать, кто это такая, чтобы потом рассказать людям.” Или другая причина: “Если никто не будет посещать национальные парки и заповедники, то лет через 50 люди подумают, что они им вообще не нужны. И тогда все, что было на этих территориях, превратится в большую свалку, а настоящая природа вообще нигде не будет существовать.”

Сейчас “Бакланчики” еще не знают, куда они поедут следующим летом, может быть, опять в “Смоленское Поозерье”, может быть, в “Угру” или еще куда-нибудь, но поедут они обязательно, так как точно знают, что без их помощи природе не обойтись.

©Фотографии предоставлены группой"Бакланчики"

А вы знаете, что моковской гимназии № 1567 в 2001 году исполнилось 50 лет!

Хотите узнать ее историю, или чем живет ее дружный коллектив сегодня?

Загляните на страницу гимназии http://schools.techno.ru/sch1567