[назад] | [на главную страницу] |
Дмитрий Беленький Национальный парк для национальной культурыЗаповедная песня | |
Плещеево озеро Поляна фестиваля Дымы фестивальных костров Сцена над берегом озера «Гора» Фестиваль открывается пением гимна Жюри фестиваля: С.Крылов, В.Галустян, И.Левинзон, А.Лебедев Идет работа мастер-класса Прослушивание на жюри Николай Кульбака взял на себя основные тяготы организации... Виктор Галустян ведет заключительный концерт на сцене фотографии будут добавлены по мере обработки |
С 1 по 3 августа на территории Национального парка «Плещеево озеро» прошел XI фестиваль авторской песни «Открытие – 2003». Фестиваль «Открытие» – не единственный в стране, проходящий на охраняемой природной территории. Так, в мае в национальном парке «Смоленское Поозерье» состоялся уже 5-й фестиваль заповедной авторской песни, есть и другие примеры… Такое содружество авторов и любителей песен и хранителей заповедных территорий, на мой взгляд, совершенно не случайно. Начнем с того, что широкое распространение авторская песня получила в 60-е годы именно в среде людей, немало времени проводящих на природе: туристов, геологов … И то, что песни звучали и продолжают звучать у костров, на построенных на два дня в лесу бревенчатых сценах, объясняется тоже не только былыми гонениями на этот жанр, но и тем особенным созвучием с природой, которое присуще ему. Вряд ли такое количество произведений о красоте родной природы, да и о истории Отечества, найдется в каком-либо другом направлении песенного творчества! И где лучше прозвучат они, как ни в этих замечательных уголках хранимой природы и свидетельств русской старины! Так что особое отношение к природе, ее понимание и бережное к ней отношение тесно связывают любителей авторской песни и сотрудников ООПТ, создают фундамент для дружбы и взаимной поддержки. Духовному единению способствует и увлеченность, неординарность, приверженность определенным жизненным ценностям тех и других (конечно, любое массовое движение обрастает большим количеством «случайных попутчиков», но речь не о них, а о настоящих любителях). Последние годы мне часто приходилось сидеть с гитарой в семье «заповедного народа» – и множество любимых песен перепето нами легко и вдохновенно! Собственно, круги эти – любители авторской песни и сотрудники ООПТ – не просто соприкасаются, а тесно переплетаются. Да и с организаторами фестиваля «Открытие», лидерами КСП Переславля-Залесского – Николаем Кульбакой, Виктором Галустяном, познакомили меня именно сотрудники Национального парка «Плещеево озеро»… Знакомство быстро переросло в дружбу, и я был очень обрадован приглашением и возможностью принять участие в «Открытии – 2003». В отличие от меня, попавшего на фестиваль впервые, Сергей Анатольевич Крылов возглавляет жюри фестиваля уже 11 лет, с момента его организации. С ним я и беседую о проблемах взаимоотношений фестиваля и национального парка. Консервная банка или инструмент созидания?Д.Б.: Сергей Анатольевич! Я представляю сайт «Волонтерский Центр». Одной из целей нашего проекта является организация общественной поддержки особо охраняемых природных территорий. Национальный парк «Плещеево озеро», на территории которого прошел фестиваль «Открытие - 2003», как раз является такой территорией. Я сам - горячий поклонник авторской песни, бываю на многих фестивалях, но когда десятки фестивальных костров горят в заповедном лесу, у меня возникает чувство тревоги… С.Крылов: Очень хорошо Вас понимаю. Этот незаданный Вами вопрос, разумеется, возник еще одиннадцать лет назад, когда еще только принималось решение: быть или не быть фестивалю на этом месте. Фестиваль получил путевку в жизнь, потому что тогда всю меру ответственности взяли на себя все три стороны, ставшие его учредителями: конкретные представители общественности, администрация города Переславля-Залесского и, главное, дирекция Национального парка «Плещеево озеро». Все они понимали, что суть проблемы гораздо шире, чем просто соблюдение экологической и пожарной безопасности. Проблема, по-крупному, заключается в следующем: должно ли такое достояние России как его заповедная территория быть хорошо запечатанной стеклянной «консервной банкой» или же оно должно работать, преумножая национальное богатство страны в самых разных сферах: здоровье, созидательный патриотизм, культура. Государственный подходД.Б.: Это не общие слова? С.Крылов: Вот что записано в официальном документе фестиваля - в его Положении, определяющем всю его работу:
Как видите, все продумано. А руководство Национального парка не просто предоставило свою территорию и теперь должно смотреть как бы чего не вышло. Конечно же, прямые профессиональные обязанности природоохранителей ни на секунду не отходили на второй план, но при этом руководство парка действовало и действует, исходя из высоких стратегических соображений. По-моему, это достойный пример мудрого государственного подхода. Разгадка русской душиД.Б.: И эта декларация реализуется? С.Крылов: Посмотрите сами. Возьмем лишь ту часть в Положении, которая касается интересов Национального парка: «привлечение внимания…». В этом году на фестиваль, приехали не только представители городов Центральной России, но и участники из Сибири, Вологодской области, Ямало-Ненецкого автономного национального округа, Таймыра. Год от года эта география меняется, но она неизменно охватывает значительную территорию России, привлекает людей из СНГ и дальнего зарубежья. Один американский профессор, побывав на фестивале, сказал: «Теперь я понял загадку русской души: быть русским - значит, петь». Но ведь фестиваль и Национальный парк неотделимы друг от друга. Образ парка, соединенный с атмосферой высокой духовности, всегда царящей на переславских фестивалях, прочнейшим образом проникает в сердца многих сотен людей из разных уголков России и земного шара, ежегодно приезжающих на фестиваль. О таком пиаре можно только мечтать! Д.Б.: Получается, что Национальный парк не только что-то дает, разрешая проводить фестиваль на своей территории, но и многое приобретает? С.Крылов: В том-то все и дело! Выражаясь казенным языком, - перед нами образец взаимовыгодного сотрудничества. Фестиваль проходит в особой точке России, овеянной уникальной природной красотой и впитавшей в себя исторически и духовно ценностные основы ее многовекового бытия. Здесь начиналась Россия, отсюда и из подобных мест, сохранив свою чистоту, она будет возрождаться - и если надо, то снова и снова. Все происходящее здесь преисполняется особой значимостью. Фестиваль «Открытие» своей сущностью не только органически вписывается в этот ореол, но и дает ему новое содержание. Студенты, учителя, инженеры, рабочие, ученые приезжают сюда не для того, чтобы померяться силами, а для того, чтобы с помощью песни и друг друга открыть для себя новые грани красоты мира - отсюда и происходит название фестиваля. «Открытие» - тоже своего рода духовный национальный парк, где сберегается национальная культура. «Открытие» само по себе - достояние России. Соавторы успехаД.Б.: И все-таки вернемся к теме костров. Духовное духовным, но у тех, кто отвечает за сохранность лесного хозяйства, есть, может быть, не такие возвышенные, но вполне конкретные обязанности. С.Крылов: Честно говоря, в технические подробности обеспечения пожарной и экологической безопасности на фестивале «Открытие» я не вникал. Для этого, как я уже говорил, не возникало никаких поводов. И все же могу сказать: все стороны, взявшие на себя ответственность за проведение фестивалей, со всей серьезностью относятся к своим обязанностям. Все действия, касающиеся природы, до мелочей согласуются организаторами фестиваля с дирекцией парка. Парк взял на себя основные элементы обустройства территории, на которой проходит фестиваль (санитарная зона, сцена, столы, мостики для входа в воду, мусоросборник, стоянка и т.д.). Тем самым на этом поприще исключена всякая самодеятельность, которая может привести к нежелательным последствиям. Инспекторы лесной охраны проверяют, соблюдаются ли правила безопасности при подготовке мест для костров. Кашу маслом не испортишь, и мне кажется, что присутствие на фестивале волонтеров сделало бы обстановку еще более надежной, стало бы хорошим резервом на случай возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации, ну и, конечно же, уменьшило нагрузку на основных работников парка, в ведении которых и без того находится огромное хозяйство. После окончания фестиваля специальная команда, назначенная оргкомитетом, тщательно убирает территорию, представители парка осуществляют ее официальную приемку. Требование при этом максимальное: все должно быть так, как будто ничего не было. Еще раз хочу сказать, что техническая сторона работы сотрудников парка для меня практически незаметна. Все, несомненно, возникающие проблемы решаются так, что это никак не сказывается на художественной, творческой стороне жизни фестиваля, за которую отвечаю я. Это, с одной стороны, хороший стиль работы, а с другой, мне кажется, - проявление чуткости и деликатности. Такая ситуация не совсем типична, но все это так замечательно! Вот почему я считаю руководство и сотрудников Национального парка «Плещеево озеро» полноправными соавторами успеха фестиваля «Открытие». |
[назад] | [на главную страницу] |