логотип проекта Волонтерский Центр оопт России Орден «Волонтерская Звезда»

Хабарова Е.И.
Московская государственная академия
тонкой химической технологии
им. М. В. Ломоносова

Стратегический подход в использовании особо охраняемых природных территорий для экологического образования студентов1 Елена Ивановна Хабарова

Уже 23 века тому назад понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей (в Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до нашей эры была написана книга под названием "Искусство стратегии"), но до сих пор довольно трудно дать его однозначную трактовку. Понятие настолько многогранно, что при даже незначительном изменении угла зрения на него, картина меняется весьма существенно.

Стратегия - это долгосрочный план.

Стратегия - это средство достижения конечного результата.

Стратегия - это объединение всех элементов в единое целое.

Стратегия - это охват всех основных аспектов.

Стратегия - это обеспечение совместимости всех частей.

Стратегия - это результат анализа сильных и слабых сторон любого объекта или мероприятия, а также определение возможностей и препятствий для изменения ситуации.

Стратегия - это умение концентрировать основные усилия в нужное время и в нужном месте, используя минимум ресурсов для достижения максимального результата.

С позиций экологического мировоззрения, стратегия - это норма оптимального поведения в окружающей среде, будь то отдельный человек или же организация.

Немецкий экономист Минцберг определил понятие стратегии организации для достижения успеха в коммерческой деятельности через так называемую комбинацию 5-ти «П»:

-стратегия – план действий;

-стратегия – прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;

-стратегия – порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

-стратегия – позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением;

-стратегия – перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться.

По аналогии можно определить стратегию ВУЗа, использующего потенциал особо охраняемых природных территорий для достижения успеха в экологическом образовании, через так называемую комбинацию 5-ти «С»:

-стратегия – сопричастность, т.е. приближение к дикой природе на эмоциональном уровне и ощущение себя частью биосферы;

-стратегия – сочетанность, т.е. комплексность в восприятии и апробации теоретических знаний и практических навыков;

-стратегия – самообразование, т.е. реализация на практике принципа «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

-стратегия – самоограничение, т.е. сознательный отказ от чрезмерной комфортности своего существования, хотя бы на некоторое время;

-стратегия – самоотдача, т.е. безвозмездный, добросовестный труд во имя сегодняшнего дня и будущей ноосферы.

По сути, эти позиции – не что иное, как основные ступени формирования экологического сознания, обычно цитируемые в курсе социальной экологии:

1.озабоченность состоянием окружающей среды;

2.способность к идентификации источника угрозы и породившего ее социального субъекта;

3.признание здоровой и безопасной среды обитания общественной ценностью;

4.позитивная мобилизация, т.е. формирование готовности к действиям на основе осмысления информации о рисках и опасностях;

5.индивидуальная мобилизация – осознание необходимости личного участия в протестах, креативных (созидательных) и иных коллективных действиях.

Участие в волонтерском десанте на территориях заповедников и национальных парков ускоряет и закрепляет восприятие студентами идеи равноправного партнерства человека и природы, становясь крепким фундаментом при последующем формировании их экологического мировоззрения, экологической культуры и экологического поведения.


1 Опубликовано в сборнике: Московские волонтеры на особо охраняемых природных территориях. Москва, ЭкоЦентр "Заповедники", 2002 г.