Парк был создан Постановлением Правительства РФ 24 апреля 1994 года.
|
Адрес парка:
169570, г.Вуктыл Республика Коми ул. Комсомольская, 5, тел./факс: (82146)24-763 |
Волонтерская экспедиция работала в «Югыд ва» в июле 2002 года. Итог экспедиции: изучен образовательный и рекреационный потенциал окрестностей базы Сана-Вож; выполнен косметический ремонт двух домиков на базе; во время 70-километрового сплава по реке Кожим построены две стационарные стоянки для туристов.
Ниже - впечатления участников экспедиции.
Наш парк был назван неспроста: «Югыд ва» - светлая вода. Нет чище рек, прозрачней вод, в их глади тонет неба свод, текут они с высоких гор, с прекрасных голубых озер. |
Дмитрий Беленький:
О Северном Урале я мечтал давно. Арик Крупп пел "…за шестьдесят седьмую параллель уйдем разделаться с долгами…", "…черные совы, снег да распутица…", "за снегами в горах Хадата приютилась…". Друзья возвращались из лыжных походов, соблазняя рассказами, фотографиями.
Но дороги мои все вели в другие стороны: то Урал мелькал за окном поезда или под крылом самолета, то оставался где-то далеко на востоке.
И вот в феврале 2002 года - письмо из национального парка "Югыд Ва":
"К Вам обращается инженер по туризму национального парка "Югыд Ва"… Предлагаю обсудить перспективы совместной деятельности Вашего Центра и Национального парка. У нас есть возможность размещения на территории парка групп на базе (она не до конца обустроена), большой опыт проведения маршрутов любой сложности и все богатства Приполярного Урала в придачу…"
Перспективы сотрудничества вырисовались в последовавшей переписке с методистом по экопросвещению Сергеем Киселевым:
"Темы работ:
1. Разработка схемы экологической тропы в ботаническом заказнике Нижний Саледы-шор
2. Разработка и обустройство экологической тропы в районе базы Сана-вож
3.Орнитологический учет, выявление мест гнездования редких видов- (Орлан-белохвост и др.) в долине реки Лимбеко-ю
4. Многое другое, в зависимости от возможностей группы
Район проведения работ:
Национальный парк "Югыд ва", Приполярный Урал, верховья реки Кожим,
проживание (возможно) на базе Сана-вож.
Заезд к месту проведения работ:
- ж/д Москва-Воркута до ст. Инта - размещение в помещении
- т/к "Перевал" либо отправка с вокзала непосредственно в горы на а/м "Урал"
Стоимость заброски а/м осуществляемой Кожимской геолого-разведочной экспедицией 5600руб.
В целях удешевления обратной дороги можно сплавиться на катамаранах по реке Кожим до станции Кожим-рудный, откуда вернуться в Инту электричкой.
Условия климатические:
Район среднегорья до 600 м, вершины до 1400 м, верховья Кожима на 60-80% гольцовая зона. В указанные сроки эта территория находится преимущественно в зоне действия антициклона, характеризующейся высокими температурами + полярный день, хотя возможны резкие температурные перепады, вплоть до выпадения снега на 2-4 дня. Большое количество кровососущих насекомых, обязательно иметь при себе репелленты (Autan), теплую и водозащитную одежду.
Клещей нет, прививки не нужны"
Группе Ирины Григорьевой предложить эту работу я решился не сразу: хоть за спиной у ребят и был опыт уже 6-7 заповедных экспедиций, но работать в горных условиях, а тем более - сплавляться по горной реке, им еще не приходилось. Переписка с Сергеем, занимающимся, по его словам, "по должности и по склонности души туризмом (10 лет вождения детских групп, КМС) и экологией" продолжилась, были детально обсуждены сложность маршрута, бытовые условия, вопросы безопасности. Было решено, что группа справится, и, как показали дальнейшие события, в выборе мы не ошиблись.
А видели бы вы, как загорелись глаза у ребят, когда предложение было передано им!
Ирина Григорьева, руководитель группы:
Поступившее от ЭкоЦентра "Заповедники" предложение поработать в парке "Югыд Ва" было столь заманчиво, что мы согласились не раздумывая.
И вот группа, состоящая из 10 учащихся старших классов, имеющих уже немалый экспедиционный опыт, и 4 руководителей, отправилась навстречу работе и приключениям.
Из предложенных работ остановились на изучении образовательного и рекреационного потенциала окрестностей базы "Сана Вож", с отловом птиц паутинными сетями. После этого было запланировано сплавиться по реке Кожим, занимаясь флористическим и фаунистическими описаниями и строительством обустроенных стоянок для туристов в местах дневок.
Из справочной литературы о национальном парке "Югыд Ва" нам удалось узнать следующее:
Национальный парк "Югыд Ва" расположен в республике Коми, на Приполярном Урале.
Создан в 1994 году. Общая площадь - 1691,7 тыс. га
Абсолютные высоты приполярной части парка достигают 1800 м над ур. моря. Реки со значительными уклонами, большими скоростями течения, высокой водностью.
Охватывает спектр высотных зон от предгорий до высокогорий. Верхняя граница лесной растительности на Приполярном Урале образована лиственничным редколесьем (300-400 м над ур. моря). Гольцовый пояс занят кустарниковыми, лишайниковыми и мохово-лишайниковыми тундрами. Близ снежников встречаются участки высокогорно-луговой растительности. Широко развиты каменные осыпи, нагромождения скальных обломков.
Отмечено 30 видов млекопитающих, 190 видов птиц.
Вместе с Печоро-Илычским заповедником входит в состав объекта Всемирного природного наследия "Девственные леса Коми".
10 июля мы сели на поезд "Москва-Воркута". Полтора дня пути - и мы в Инте.
Приполярный Урал встретил нас пасмурной погодой и моросящим дождем. Настроение у ребят тоже стало немного пасмурным, особенно после того, как мы узнали, что на вокзале придется провести почти целый день в ожидании заброски на базу. На вокзале нас встречал Сергей Киселев, методист эколого-просветительского отдела национального парка, внешний облик которого четко соответствовал описанию, данному по телефону: "Я буду весь в камуфляже и в погонах".
Сергей привез нас в город, напоил чаем в конторе парка и повез на машине по магазинам Инты закупать продукты на все 16 дней. Процесс был долгим, и мы оценили терпенье Сергея.
Наконец, все было закуплено и наспех упаковано.
Единственный вид транспорта, которым можно добраться до базы "Сана-Вож" - машина "Урал"-вахтовка, то есть будка для перевозки людей.
Пока в машину грузили свои вещи, байдарки и прочее снаряжение, необходимое для работы и жизни, нас предупредили: "Оденьтесь получше! В горах вчера шел снег". Это в июле месяце! Получалась некоторая нестыковка.
Когда все было погружено, оказалось, что для Сергея с собакой, нашей группы и нескольких попутчиков места почти не остается. С трудом удалось разместиться на тюках, ящиках, друг у друга на коленях. Сначала ребята пытались развлекать себя песнями, но потом усталость от поезда взяла свое, и они задремали. А за окошком нашей тесной будки тряслись новые для нас виды: редколесья сменялись болотами и лесотундрой, затем - гольцами.
При пересечении долины ручья Бол. Белью невзрачный аншлаг известил нас, что мы въезжаем на территорию национального парка "Югыд Ва" - и дальше что-то нечитаемое мелким шрифтом.
Реку Кожим переезжали вброд. Короткая остановка на каменистом осередке, разделяющем русло на два рукава. Смотрю на часы. Два ночи, а на улице светло и пасмурно. Это второе потрясение после снега летом - за окном полярный день.
Путь длиной около 100 км занял более 6 часов, и, как нам сказали, это нам повезло! При другой погоде он может занять и 10-11 часов.
Приезжаем на базу. Единственное, на что хватает сил, это разгрузка машины. После этого, затопив в домиках печки и наскоро перекусив, легли спать.
Первое время очень трудно засыпать, когда на улице светло. Пришлось сделать шторы на окна из палаточных тентов, и в комнате воцарился синий полумрак…
Дмитрий Беленький:
Дальнейшее описание предваряю серией эпиграфов, заимствованных из "Территории" Олега Куваева:
"Мне, между прочим, предписано было ознакомиться и с самими местами добычи золота, если обстоятельства позволят этот осмотр…"
Отчет горного инженера Дорошина.
"Горный журнал", 1850 год
"На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно преданию, его похищают у грифов одноглазые люди - аримаспы…"
Геродот. История.
"…устроена мною так называемая промывальная машина, которая должна заменить существующие при золотых промыслах вашгерты. Машина сия находится в действии на одном из золотых приисков и показала, что она есть полезнейшее устройство для золотых промыслов и тем оправдала труды прожектора".
Донесение строителя первых
русских паровозов Е.А.Черепанова
заводчику Н.Н.Демидову,
13 апреля 1828 года
"Но кому известны в подробности способы промывки, тот легко согласится, что употребляемые в России далеко превосходят все прочие способы, известные в других странах. Действительно, различные золотопромывальныя устройства, изобретенныя разными лицами в России, дают возможность проводить промывку песков гораздо совершеннее, нежели это делается помощию грубых снарядов, употребляемых, например: в Трансильвании, в разных золотоносных областях Америки, и проч."
"Горный журнал", 1837 год
"Металл он и есть металл. Но этот - глупый металл. Из железа паровоз, или трактор, или башню какую. Из алюминия самолет, из меди провод. А из этого сплошная судимость".
Безвестный шурфовщик
Много лет здесь шла добыча золота. "Сана-Вож" (в переводе - "россомаший ручей") была основной базой старателей, с ремонтными мастерскими, складом ГСМ, комплексом, промывочными полигонами и агрегатами. Потом россыпь иссякла. Предприятие было ликвидировано, а база перешла к национальному парку "Югыд ва", на чьей территории она располагалась.
База "Сана-Вож" расположена на широкой II террасе долины реки Балбанъю в нескольких километрах от ее впадения в Кожим..
Собственно, база - это 8 добрых, рубленных из лиственницы домиков со сваренными из железных бочек печками, каменное здание столовой, развалины цехов, складов. И тонны металлолома: разобранных вездеходов, запчастей, бочек…
Вопреки обещанной Сергеем "зоне действия антициклона, характеризующейся высокими температурами", шел дождь, а столбик прибитого нами на стене домика термометра примерз к отметке +3.
Тем не менее, "утром" (это значит, когда проснулись, поскольку время в условиях полярного дня потеряло всякий смысл) Сергей повел нас в первый ознакомительный маршрут.
Ирина Григорьева:
"Балбанъю" в переводе с языка коми - "река каменных идолов" ("балбан" - каменный идол). Как потом понимаешь, походив немного по окрестностям, очень правильное название. В впадения Балбанъю в Кожим сохранился геологический памятник природы - останец "Каменная баба". По археологическим данным, здесь находилась стоянка древних охотников и рыболовов. Останцов таких много по всему течению реки. Возможно, именно они и дали ей название.
Окрестный пейзаж - лесотундра. Из древесных растений преобладает лиственница, карликовая береза. Огромное количество самых разнообразных мхов и лишайников, которыми покрыта почва. Идешь - и кажется, что двигаешься по шикарному мягкому ковру, который заглушает твои шаги.
Видели и пытались фотографировать выводок ястребиных сов. На обратном пути встретили совенка-слетка, замерзшего и, казалось, совершенно нежизнеспособного. Но отогревшись в руках, он ожил, стал крутить головой, пощелкивать… Решили оставить его на попечение матери-природы, пересадив с холодных камней на более теплую моховую подстилку. Видели на тропе следы северного оленя.
Познакомились с протянувшимися вдоль всего берега промывочными полигонами - заваленными камнями площадками, и попытками их рекультивации.
На базу группа вернулась уставшая, но с кучей впечатлений и трофеем - рогом оленя, увы, одним.
Потом, при все той же погоде, были описательные маршруты малыми группами вверх по долине Балбанъю, по ручью Лимбеко-ю.
В нескольких точках были установлены паутинные сети, и каждые три часа дежурный бегал их проверять.
Но больше всего запомнилось восхождение на вершинку хребта Малдынырд.
Сначала шли по пологой террасе, покрытой мягким моховым ковром, пружинящим под ногами. Потом склон стал крутым и каменистым, с многочисленными глыбами кварцев и песчаников с кварцевыми прожилками. По всему склону обильными потоками, теряясь в камнях и насыщая мох, струится вода, вытекающая из-под тающих на вершине снежников. Привершинная часть представляет собой сплошной курумник - нагромождение каменных глыб размерами от 0,5 до нескольких метров.
Над головой кружил зимняк - крупная птица из рода канюков. В отдельные моменты плывущие низко тучи разрывались, открывая завораживающий вид на заснеженные хребты Полярного Урала и внизу - на долину Балбанъю с притоками. Над долиной повисала радуга.
На самой вершине с отметкой 1282 м, в снегу, среди каменных глыб, установлен деревянный тригопункт. С вершины открывается обзор на 360 градусов. Но пронизывающий ледяной ветер, несмотря на теплую одежду, не дал нам долго любоваться открывшимися видами. Наскоро перекусив и оставив записку на обертке из-под шоколада, мы начали спуск и засветло (часа в два ночи) вернулись к прогретым железными печурками домикам и приготовленному обеду.
Когда же погода совсем не позволяла выйти на маршрут, готовились к предстоящему сплаву: разбирали старые сараи, заготавливая доски и бревна для строительства стоянок на берегах Кожима.
На базе мы прожили всего 4 дня (они показались нам целой жизнью). Но основные приключения ждали нас впереди.
(Дмитрий Беленький: здесь я должен был расстаться с ребятами и присоединиться в Казани к команде ЭкоЦентра "Заповедники" для поездки по заповедным территориям Поволжья. Поездка эта в стиле "Трое в лодке" описана ее организатором и штурманом Е.В.Богдановым в 9-м номере газеты "Заповедные острова".
Обратная дорога с Сана-Вож до Инты в кабине попутного "Урала" геологов, под проливным дождем, через разбухшие броды заняла 11 часов...)
Продолжает Ирина Григорьева:
18 июля мы все на том же "Урале"-вахтовке со всеми своими вещами (рюкзаками, продуктами, строительным материалом для стоянок, байдарками и катамаранами) отправились на переправу через Кожим, откуда должны были сплавляться по вниз реке, оборудуя туристические стоянки.
На переправе пришлось задержаться полтора дня: нужно было потренироваться и собрать лодки. Дело в том, что для большинства из нас такой способ передвижения был в новинку. Из всей группы ранее на байдарках ходили трое (не считая наших проводников Сергея и Анатолия). Остальные же впервые взяли в руки весло.
И вот мы в пути! Первый же перекат (буквально километр от места начала сплава) - и кораблекрушение! Одна из байдарок "обнимает" камень и переворачивается! По реке плывут вещи: рюкзак, пенка… Через несколько дней выясняется, что в Кожиме нашел свое последнее пристанище наш протвень, на который возлагались большие надежды, и промок один из самых ценных продуктов - макароны! Двадцатикилограммовый мешок! Почти весь срок мы пытались отобрать из него то, что можно было варить, а из остального - делали лепешки. В процессе еды все говорили, что есть это нельзя, но честно очищали миски.
Погода по-прежнему оставляла желать лучшего: практически не прекращающиеся дожди не давали возможности высушить и без того мокрые вещи, а пронизывающий до костей ветер довершал впечатление.
Итак, первая стоянка. Останавливаемся рядом с рекой Битью. Первая стоянка строится почти два дня: ребята раньше никогда не занимались подобно рода деятельностью. Зато на результат приятно посмотреть нам всем. Особенно учитывая то, что было на этом месте раньше. Теперь же там можно удобно расположиться: навес, стол, две скамейки и удобное кострище - что еще нужно человеку на остановке!
Потом погода начала улучшаться. Сквозь тучи стало проглядывать солнце… На душе стало веселее.
Правда, с появлением солнца появились комары и другие кровососы, от которых спасал только Autan!
В последующие дни только и успевали менять пленки в фотоаппарате: ведь сфотографировать хочелось каждый перекат, каждую скалу, которая встречается на пути. Все они разные и каждая по-своему прекрасна!
Плывем дальше. Проплывает мимо цепочки островов. Сергей рассказывает, что один из них называется "Голодный" Название это появилось в 40-е годы нашего века. На этот остров загнали политических заключенных, поставили с двух сторон пулеметы и не оставили еды. Рыбу, которую люди ловили отбирали и отправляли в основной лагерь. Заключенные съели всю траву на острове…
Плывем и молчим. В этих местах, так или иначе, многие места связаны с лагерями или с золотодобычей. Проплываем небольшой ручей, впадающий в Кожим. Называется он "Малиновый". Стекает он с одноименного бугра. На этом бугре стояла зона и была каменоломня, где добывали песчаник для строительства моста. Камни таскали по ручью, т.к. у него твердое русло.
Вторая стоянка - "Джагал Шор" (с невеселым переводом "удавленник", связанным по преданию конца XIX века с гибелью семьи оленеводов). Здесь появился дополнительный стимул: впереди, километрах примерно в 30 от нашей остановки находится баня. Это актуально для всех: температура воды в Кожиме +5.
Поэтому стоянку эту поставили за один день.
Дальше с воды постепенно открывается вид на горную цепь. Это Западные Саледы или Нансы. Величественное зрелище!
Много замечательных мест мы повидали. И река "Дурная", отличающаяся особым микроклиматом из-за термальных источников со слабой минерализацией. В реке совсем нет рыбы. И хребет Обе-Из ("теткины горы"). Существует две версии названия. По одной из них на этом хребте оленей могли пасти даже женщины. А по другой - вершины просто по форме напоминают женский бюст. (Сергей склонялся ко второй версии.)
Пейзаж постепенно меняется: среди деревьев преобладают осина, береза. Можно встретить пихту. Периодически на берегу возникает заяц или из кустов взлетают тетерева.
В целом наш путь по реке составил порядка 70 км.
В последний день нашего плавания Сергей решил всех посвятить в матросы и искупал всю группу в ледяной воде Кожима!
Конечным пунктом назначения была железнодорожная станция "Кожим рудный". Именно с этой станции мы должны были выехать в Инту, а оттуда в Москву.
Но здесь нас поджидал сюрприз. Оказалось, один раз в неделю электричка, на которую мы рассчитывали, не ходит в связи с ремонтно-профилактическими работами на путях. Естественно, мы попали именно в этот день!
В Инту мы все же попали, но довольно необычным способом - на попутном снегоочистителе!
И вот последние минуты на вокзале, последние прощания с людьми, которые за это время стали нам близкими и из проводников превратились в друзей и наставников. Сергей с Анатолием помогают нам погрузить вещи. Поезд трогается, унося нас обратно к цивилизации из этого дикого прекрасного горного края.
База Сана-Вож может служить исходным пунктом для маршрутов различной сложности, как водных по реке Кожим, так и пешеходных и лыжных. В окрестностях базы есть возможность совершить несколько однодневных радиальных походов на господствующие вершинки с высотами 1200-1500 м, ознакомиться с заброшенными штольнями, в которых добывался кварц, посетить стойбища оленеводов.
Богатство флоры и фауны, разнообразие горных пород и рельефа, хорошие бытовые условия делают базу удобным местом проведения полевых учебных практик.
По вопросам посещения базы обращайтесь в национальный парк "Югыд ва" по указанному выше адресу или в контору северного участка в г. Инте:
169840, Республика Коми, г. Инта, ул. Чернова, д.6а;
тел./факс (8-2145) 6-20-93,
e-mail: inta_polar_park@komifree.ru
Контактное лицо: Сергей Александрович Киселев